A+ R A-

Первая Мировая (глазами европейцев) часть 4 - 17

Содержание материала

 

 

Вторник, 1 сентября, 1 914 — среда, 6 февраля 1918 г.

 

Роль женщины на войне

 

Изменения дома и на работе

В тотальной войне, такой как Первая мировая война, максимальное и эффективное использование живой силы может решить разницу между победой и поражением. Ненасытный аппетит армий к молодым мужчинам привел к тому, что на внутренних должностях их все чаще заменяли пожилые мужчины и женщины.

 

С одной стороны, новизну женщин на рабочем месте не следует преувеличивать. Для миллионов женщин из рабочего класса в развитом мире до войны это был вопрос: либо работать, либо голодать, и поэтому они уже присутствовали в составе рабочей силы, работая на фабриках, в качестве домашней прислуги или на фермах. Возможность декоративного пребывания дома была доступна только высшим социальным классам.

 

Члены Отряда добровольной помощи (VAD) за работой в офисе сестры Барбье в Булони, Франция.

 

Но что было новым после 1914 года, так это огромное количество женщин, которые работали на войне в профессиях, которые ранее были исключительно прерогативой мужчин, а также переопределение границ того, что считалось приемлемым женским поведением. Социальные консерваторы во многих странах опасались, что результатом будет разрушение традиционных ценностей и морали, с глубоким подозрением относились к сексуальному освобождению, которым якобы наслаждались «новые» женщины. «Лига порядочности и чести», основанная в Великобритании для продвижения нравственности среди женщин дома, вызвала гневную реакцию со стороны трех женщин-военных работниц, которые критиковали «злое оскорбление в адрес нас, девочек».

 

Медсестра оказывает помощь раненому индийскому солдату, которого помещают в машину скорой помощи, октябрь 1914 года.

 

В Германии Программа Гинденбурга, попытка мобилизовать ресурсы государства, попыталась задействовать резерв работниц, но не смогла достичь своих амбициозных целей.

 

Плакат 1916 года, призывающий к вербовке женщин-работников военного дела.

 

В Британии к середине 1916 года 750 000 женщин заменили мужчин на конторских и других должностях, и, возможно, еще 350 000 работали на недавно созданных рабочих местах, связанных с войной, например, на военных заводах. Например, женщины-кондукторы впервые стали обычным явлением в лондонских автобусах.

 

 

 

Женщина-кондуктор автобуса лондонской компании General Omnibus Company на своем рабочем месте, 1918 год. Она одета в летнюю униформу из светлого пальто и шляпы и стоит у подножия внешней лестницы.

 

Для многих женщин двойное бремя выполнения традиционных ролей жены и матери и одновременного заработка на жизнь усилилось во время войны. Часто женщинам, разлученным со своими мужьями, приходилось брать на себя незнакомую роль главы семьи.

 

Работницы позируют с тележками, нагруженными мешками с мукой, в Биркенхеде, Чешир, сентябрь 1918 года.

 

Слишком знакомый женский опыт — долгие часы в очередях за едой, которой часто не хватало, и ремонт одежды, которую нелегко было заменить. Кроме того, существовало тяжелое психологическое бремя страха перед плохими новостями о муже, сыне, любимом человеке - солдате или матросе. В Британии приход телеграммы мог принести либо радость – «Я возвращаюсь домой в отпуск», – либо отчаяние – официальное извещение о смерти или ранении близкого человека. В результате большого числа погибших осталось целое поколение военных вдов и молодых женщин, чьи потенциальные мужья погибли на войне. Хотя демографические последствия могут быть преувеличены, восприятие когорты «лишних» женщин было вполне реальным.

 

Бедные немецкие женщины роются в мусоре в поисках еды в послевоенной Германии, 1918 год.

 

Между тылом и фронтами боевых действий существовала тесная связь. Для большинства основных воюющих сторон существовала регулярная почтовая служба, и на боевой дух военнослужащих могли повлиять новости из дома. В 1918 году готовность немецких солдат сражаться была подорвана известием о страданиях их женщин и детей, пострадавших от двойного удара «голодной блокады» союзников и почти полного краха распределения продовольствия внутри страны.

Эффективная мобилизация женщин была одним из немаловажных факторов окончательной победы союзников.

 

Социальные достижения

Степень, в которой женщины добились социальных успехов в результате Великой войны, вызывает споры. Во Франции многие женщины во время войны работали на традиционно мужских должностях, но им по-прежнему не разрешалось голосовать, а получили право голоса только в 1944 году. Великобритания предоставила право голоса женщинам в 1918 году, а Соединенные Штаты сделали это в 1920 году, но это было не простоответ на события военного времени. В обоих случаях до войны велась длительная кампания за избирательное право женщин. Как правило, демобилизация вернула мужчин к гражданской рабочей силе, а женщины потеряли работу. Если во время войны женщины продвинулись на два шага, то потом они отступили на один;но в конце концов они все же продвинулись на шаг.

 

Девушка, занимающаяся боеприпасами, работает на автомате для изготовления патронов в инспекционном здании в Парк-Рояле.

 

Литературные влияния

 

Мемуары, романы, стихи и фильмы о первой мировой войне

Война стимулирует литературное творчество, а конфликт 1914–1918 годов породил одну из самых известных в истории военной литературы. Роман немецкого ветерана Эриха Марии Ремарка 1929 года, «На западном фронте тихо», отражающий предполагаемую тщетность войны, стал сенсацией. Переведенный на английский язык, он помог стимулировать то, что было названо «великим книжным бумом о войне», взрывной рост произведений о войне, который продолжался вплоть до 1930-х годов.

 

В кино произошло похожее явление. Большую симпатию к бывшему врагу в англоязычном мире вызвал голливудский фильм «All Quiet» («Все тихо») (1930). Некоторые книги и фильмы, такие как фильм французского режиссера Жана Ренуара 1937 года «La Grande Illusion» («Великая иллюзия»), трилогия американского романа «The Enormous Room» («Огромная комната») Каммингса (1922) и полуавтобиографический роман писателя Зигфрида Сассуна «George Sherston» («Джордж Шерстон») продемонстрировали разочарование войной.

Но было бы ошибкой рассматривать все произведения того времени в таком свете.Р. К. Шеррифф, автор самой известной британской военной пьесы «Journey’s End»(«Конец путешествия») (1928), до конца жизни гордился своим полком «East Surreys» («Ист-Суррей»), и в пьесе показано неоднозначное отношение к войне.

 

Р. К. Шеррифф, автор пьесы «Конец путешествия», фотография в театре «Савой» 2 февраля 1929 года.

 

Однако продюсер первоначальной постановки был пацифистом, и поэтому «Конец путешествия» выглядел как антивоенное заявление. Мемуары бывшего немецкого штурмовика Эрнста Юнгера «Stormof Steel» («Стальной шторм») (1929) были прославлением боя, как и ныне почти полностью забытые мемуары англичанина А. О. Полларда «Fire-Eater»(«Пожиратель огня») (1932), в которых он рассказывает о получении «Креста Виктории».

 

269f1

Постер (плакат) к фильму Жана Ренуара 1937 года, демонстрирующий отход от прославления войны.

 

В какой-то степени бум книг о великой войне был реакцией на патриотическую пропаганду, появившуюся во время конфликта, которую вели журналисты и даже некоторые известные писатели, такие как Редьярд Киплинг и Анатоль Франс.

 

Успешный французский писатель, поэт и журналист Анатоль Франс.

 

 Конечно, были и другие писатели, которые шли против течения во время войны: «Под огнем» Анри Барбюса (1916) был непоколебимым портретом французского пехотного отряда в бою. Уилфред Оуэн, возможно, величайший из британских военных поэтов, писал о «жалости войны», хотя его произведения стали широко известны только после ее окончания (сам Оуэн был убит в 1918 году).

 

Обложка первого американского издания романа Эриха Марии Ремарка 1929 года. «На Западном фронте без перемен».

 

Сегодня популярные взгляды на Первую мировую войну в Британии находятся под сильным влиянием поэзии Оуэна и нескольких других авторов, таких как Сассун, хотя они никоим образом не отражали жизнь среднего солдата, ни с точки зрения их опыта или их отношение к войне.

 

Знаменитый английский поэт и писатель Зигфрид Сассун в армейской форме, около 1920 года.

 

Первая мировая война продолжает оставаться богатым источником вдохновения для писателей и кинематографистов. Среди последних французских трактовок этой темы можно назвать фильм «AVery Long Engagement» («Очень долгая помолвка») (Жан-Пьер Жене, 2004). Фильм Питера Вейра 1981 года «Gallipoli» («Галлиполи») был утверждением австралийского национализма, хотя и во многих отношениях исторически неточным.

 

Яркий дизайн постера (плаката) к фильму Питера Вейрса 1981 года «Галлиполи».

 

Британская писательница Пэт Баркер добилась огромного успеха в 1990-х годах благодаря своей трилогии «Regeneration» («Возрождение»), в которой в качестве персонажей фигурировали Оуэн и Сассун. Совсем недавно война и ее последствия легли в основу чрезвычайно успешной британской костюмированной драмы «Downton Abbey» («Аббатство Даунтон»). Столетие войны, несомненно, придаст новый импульс писателям и кинематографистам.

 

 

О! Какая прекрасная война

Мюзикл «О! Какая прекрасная война» — одно из самых сильных произведений антивоенной драмы, когда-либо созданных.Впервые поставленный «Театральной мастерской Джоан Литтлвуд» в 1963 году, он изображает события Первой мировой войны в виде эдвардианского шоу с пиротехникой. Жестокое нападение на британское командование во время войны, оно было снято в 1969 году и до сих пор имеет огромное влияние. Однако, как и многие литературные изображения войны, оно исторически крайне неточно. Оно говорит нам больше о менталитете времен Холодной войны начала 1960-х годов, чем о менталитете Великой войны, но слишком часто к ней относятся как к трезвой истории.

 

Сцена из фильма Ричарда Аттенборо 1968 года «О! Какая прекрасная война», основанный на мюзикле и подчеркивающий черный юмор и мрачную реальность войны.

 

 

Яндекс.Метрика