A+ R A-

Такая загадочная Африка... часть2 - 9

Содержание материала

 

 

 

Всю дорогу вниз по Конго до устья я слышал ба­рабаны, которые напоминали мне об этой несчастной семье. Вдоль всего этого водного пути, на протяжении двух тысяч миль, барабаны говорили, веселились, пре­дупреждали и жаловались.

 

57drum8    А у нас вот такое «ударное» животное... Племя Туркана  в Кении... Жители Туркана содержат стада крупного рогатого скота, коз и верблюдов.

 

«Бум... бум... бум!». Звуки постепенно становятся все громче, так как мы приближаемся к самому барабан­щику в одной западноафриканской деревне. Под навесом из пальмовых листьев он бьет в городской барабан — большое выдолбленное бревно длиной в двенадцать фу­тов и покрытое резьбой устрашающего вида. Длинная узкая щель и вырез в виде «губ» регулируют звучание барабана. Изготовление барабана — старинное, удиви­тельное ремесло сродни искусству лить колокола. «Губы» дают барабану два голоса: женский и мужской. Если в последнюю минуту работы по вырезанию деревянного барабана будет допущена ошибка, она может свести на нет труд нескольких месяцев.

Специалисты называют эти деревянные барабаны «гонгами». Делают их тем же способом, что и выдол­бленные из бревна каноэ. Кстати, в одном из племен их так и называют «говорящие лодки». Сигнальные барабаны ашанти — барабаны нтумпане — всегда ис­пользуются парами, в которых один считается мужским, а другой женским, и для их изготовления используется кожа с ушей слона. Освящение барабанов выливаетсяв замысловатую церемонию, и их создатель получает в подарок кур, ром и золотой песок. У мужского барабана тон низкий, и маленький кусочек железа, называемого «акаса», который кладут на него, придает ему грубоватый оттенок. Женский же барабан производит высокие по тону звуки.

 

Женский и мужской дуэт излучают информацию соплеменникам...

 

У народа огбони, живущего в Нигерии, используется комплект из пяти барабанов (их называют там «семьей»), и самый большой из них именуется «буй­волом». Послания, передаваемые этими барабанами, имитируют кудахтанье птиц, усаживающихся на насест, визг испуганного щенка, крики леопарда или ужасный трубный рев бродячего слона.

Барабаны, сделанные из калебаса, с бронзовым зву­чанием, часто используются для аккомпанемента тан­цам. Есть еще барабан «танге», который сделан из бед­ренной кости вождя с узкой полоской кожи, натянутой от одного ее конца до другого. На нем играют с по­мощью бамбукового молотка. Барабаны «ндембо» со­стоят из целой шкуры козы или антилопы, натянутой на плетеный каркас. Где-то в Западной Африке, я думаю, есть и барабан, покрытый кожей вероломного работор­говца — белого человека, который одного из своих чернокожих помощников продал в плен, и в отместку за это был убит.

 

57drum10   Звуки этого дуэта слышны далеко...

 

Понаблюдайте, как работает барабанщик, и вы уви­дите, что его лицо искажается в гримасе и дергается при каждом звуке, который он извлекает из своего инструмента. Мне так и не удалось выявить какую-то неуловимую связь между мимикой барабанщика и по­сланиями, которые он передает, хотя вполне возможно, что она действительно существует.

Барабаны — это как бы междугородние звонки по телефонной системе африканцев. Барабаны дают им возможность делать множество «местных звонков». Но существуют и другие способы передачи новостей на короткие расстояния. Народ сунквалла, живущий на холмах вдоль нигерийско-камерунской границы, ис­пользует для этого рога крупных антилоп или буйволов, а иногда и бивни слонов. И эти инструменты тоже сделаны таким образом, чтобы могли издавать два тона. Два или три человека, «говорящих» с помощью рога и стоящих довольно близко друг от друга, могут одно­временно передавать сообщения с одного края долины на другой. Они работают на звуках разной тональности или волнах разной длины, так что слушатели без труда распознают нужное им сообщение. Фрэнк Хайвс, этот знаменитый районный комиссар в Нигерии, спросил однажды своего переводчика, что означало услышанное им сообщение, переданное с помощью рога.

 

 Целый оркестр из слоновых бивней...

 

 Вот диалог, который привел этот переводчик:

«Почему вы не прислали нам сегодня никакого «мя­са»? Мы голодны».

«Извините, но никто не умер».

Барабаны в Африке используют для передачи ин­формации не только упомянутые мною племена. Охот­ник, который провел много лет во Французском Коню, рассказывал мне, что он шел через район, опустошен­ный сонной болезнью и оставленный населявшими его племенами. Он услышал слабый барабанный бой удары палок о пустое дерево. Повернувшись к своему оруженосцу, он сказал: «Кажется, ты говорил мне, что здесь нет людей?».

Туземец улыбнулся. «Сокомату»,— ответил он.

Они зашагали в сторону, откуда несся звук, и там охотник увидел «сокомату» — шимпанзе, с довольным видом барабанившую по бревну.

«Том...том...бум...та-ра-ра...бум!»

 

  Это уже произведение искусства... Нигерия, народ Игбо, национальный инструмент (барабан) Ekwe…  XIX- XXвек

 

Неудивительно, что белый человек не может сделать и шага по африканским джунглям без того, чтобы каждый его шаг не опережала новость о его передви­жении. Где-то сегодня ночью бесчисленные дикари вы­бивают этот старый, старый ритм. Приходит еле слыш­ный ответ. Иногда он настолько еле слышен, что белый человек различает его как обрывки едва уловимый слу­хом, но хорошо знакомой мелодии.

Белый человек слышит, и это все.

«Бум...та...ра...ра...бум!». А Африка слышит и пони­мает.

 

 

Яндекс.Метрика