Мавзолей Ясави - 10
- Опубликовано: 17.04.2010, 10:47
- Просмотров: 102325
Содержание материала
Главный зал — казандык -- квадратное помещение, перекрытое одинарным сфероконическим куполом. Купол казандыка посредством восьмерика опирается на балочные паруса, идущие над четвериком, которые снизу скрыты сталактитами. Внутренний промер пролета купола казандыка равен 18,2 метра, внешний — 20,5 метра.
Стены казандыка, гурханы и мечети были покрыты по низу майоликовой панелью высотой 1,5 метра из голубых шестигранных плиток и украшены вставками мозаичных розеток-медальонов. Панели были оконтурены мозаичным бордюром. У пола проходил пояс из резного камня-песчаника с растительным орнаментом.
Солярные розетки. Четверик. Западная сторона
В настоящее время подлинная мозаичная панель сохранилась в нише у гурханы. Здесь же сохранились трехчетвертные майоликовые колонки.
Капитель трехчетвертной колонкисеверного портала.
Стены казандыка, гурханы и мечети выше мозаичной панели некогда были украшены орнаментальной росписью, которая в ходе ремонтных работ в 1884—1886 годах была забелена известкой. В центре казандыка стоял бронзовой казан емкостью в 60 ведер, весом в две тонны и диаметром по верху 2,45 метра. В казане содержалась подслащенная вода, которую служители раздавали верующим по окончании пятничной молитвы. Бронзовый котел отливался в селении Карнак, в 25 километрах к северу от города Ясы. Отлил его мастер Абд-ал-Азиз, сын Шарафуддина из Тавриза в 797 году по хиджре.
В свое время казан обступали десять высоких тугов с конскими хвостами. У некоторых из них имелись бронзовые наконечники с изображением полумесяца и надписями. Священнослужители мавзолея раздавали верующим амулеты — тумары. Позднее к этим тумарам прикладывали круглую печать (изготовлена мастером Ходжа-ханом в XVIII в.), в центральном круге которой вырезано — Хазрет Султан Ходжа Ахмед Ясави.
Значительными произведениями прикладного искусства являются и бронзовые чеканные дверные хальки, инкрустированные золотом и серебром, и шесть подсвечников-чираков, на которых, как и на кольцах, запечатлено имя мастера-чеканщика Изз-ед-Дина, сына Тадж-ед-Дина из Исфагана.
Бронзовый светильник - дар Тимура мавзолею
Надписи на бронзовых подставках-подсвечниках указывают на дату их создания — 20 рамадана 799 г. хиджры.
Светильник
Смысловым ядром всего сооружения является усыпальница. В плане это квадратное помещение с размерами сторон 7,15 метра. По стенам его имеются неглубокие ниши, украшенные сталактитами. Усыпальница увенчана двойным куполом. Внутренний купол конструктивный, внешний — декоративный.