Линия жизни 2
- Опубликовано: 06.11.2011, 19:08
- Просмотров: 61547
Содержание материала
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
1962г. – 1964 г.
1 сентября 1962 года было торжественное построение курсантов всего училища. Перед нами выступил начальник училища Михайлов Д.Н., который поздравил курсантов и преподавателей с началом нового учебного года и пожелал успехов в учебе. После торжественного построения, курсантов первого курса развели по аудиториям, познакомили с преподавательским и командным составом училища, а также c программой обучения и внутренним распорядком. Потом в столовой училища был праздничный обед. Курсантов первого курса - как новобранцев, подстригли наголо под машинку, выдали новое обмундирование (образца 1943 года): суконную форменку, мичманку, суконные брюки, бушлаты, шинели, ботинки и туалетные принадлежности. На следующий день, курсантов первого курса радиотехнического отделения РТО, разделили на две группы:
-1 отделение 2 роты Р-102 (отделение с геофизическим уклоном подготовки), т. е. курсанты первого отделения дополнительно к основной программе обучения должны изучать – океанологию, гидрологию и метеорологию.
-2 отделение 2 роты Р-101 (отделение для работы на судах дальнего плавания, для работы на научно-исследовательских судах Академии Наук СССР, ледоколах и полярных станциях ААНИИ). Курсанты 2 отделения дополнительно изучали предмет – «Оборудование полярных станций», «Навигационное оборудование морских судов». Ветросиловые установки – « ветряки», источники питания радиостанций – бензиновые, дизельные генераторы и агрегаты, электростанции. Кроме основных предметов курсанты на кафедре военно-морской подготовки ВМП должны были изучать специальные дисциплины по военно-морскому делу. Меня зачислили в группу курсантов 1 курса радиотехнического отделения РТО.. На курсантском собрании выбрали: старшину роты, командиров отделений. Старшиной роты стал, курсант Слепов Н.В. Командиром 2 отделения стал курсант Синявин Н.А., писарем роты выбрали курсанта Пескова В.Г. Меня назначили ответственным за баталерку. (баталерка – комната-склад для хранения обмундирования). На первом комсомольском собрании выбрали секретаря комсомольской организации роты, им стал курсант Кудрявцев (имя не запомнил). Командиром 2 роты РТО нам представили майора Пузанова И.М.
Началась новая страница в моей жизни – учеба в Ленинградском Арктическом училище. На первых порах это казалось странным, но я быстро освоился, привык к такому распорядку дня. Все теперь определялось уставами: за проступок – взыскание, за усердие – поощрение. (преподавательский состав ЛАУ 1962-1965 г.г. см стр.61).
Константиновский дворец.
ЛЕНИНГРАДСКОЕ АРКТИЧЕСКОЕ
УЧИЛИЩЕ.
( историческая справка)
ЛАУ - Ленинградское Арктическое Училище. ЛАУ было открыто в поселке «Стрельна», под Ленинградом в старом Константиновском каменном дворце.
Новая страница в жизни Константиновского дворцово-паркового ансамбля открывается в послевоенную эпоху. Образовано в 1946 году в соответствии с Указом СовНарКома для подготовки специалистов для освоения Арктики и Антарктиды (по некоторым данным образовано 26 июня 1945 года). Первоначально были открыты геофизический и радиотехнический факультеты. Несколькими годами позже добавились еще два факультета – судомеханический и электромеханический, – которые готовили специалистов плавсостава ММФ.
Коллективы двух мастерских (номер 9 и 11) ЛенНИИпроекта составили программу восстановления дворца и приспособления его для нужд учебного заведения. В основу плана реставрации был положен давний проект итальянского архитектора Луиджи Руска. Сохранившиеся, но сильно поврежденные фрагменты металлических лестниц, балконов и веранд, появившиеся после Руска, были признаны наслоениями второй половины 19 века и, реставрации не подлежали. Страна была обескровлена войной, приходилось экономить буквально на всем, в том числе и на строительном материале. Часть металлических ограждений заменялась деревянными, элементы архитектурного декора фасадов дворца, выполненные из камня – отливками из бетона. В результате коренных довоенных и послевоенных реконструкций Константиновский дворец почти полностью утратил свою историческую планировку.
Ленинградское Арктическое училище работало в этих стенах более тридцати лет, выпустив тысячи специалистов, крайне необходимых для освоения Севера. И если Стрельнинский дворцово-парковый ансамбль не погиб окончательно, то благодаря заботам именно курсантам училища. Хотя для того чтобы содержать все это сложное многообразное хозяйство в полном порядке, учебное заведение не обладало ни средствами, ни соответствующими специалистами. Руководство ЛАУ неоднократно предлагало Государственному музею – заповеднику «Петергоф» взять дворец под свою эгиду и разместить в нем музей. Однако в состав музеев он так и не был принят.
Необходимо отдать должное начальнику училища Б. В. Селянину ( 1987 – 1991 гг.). Он сумел «выбить» средства для ведения реставрационных работ, в результате чего девятой мастерской ЛенНИИпроекта была изготовлена проектно-сметная документация на реставрацию дворца и приспособления его под музей. С 1988 года здесь начался ремонт зданий дворца и учебных корпусов, который, однако, не ликвидировал все аварийные участки. Причиной тому были мелкие строительные организации, не обладавшие достаточным производственным потенциалом для ведения масштабных работ. Но дворец ожидало еще одно испытание. В ночь на первое сентября 1986 года от повреждений электропроводки над кровлей Голубого зала загорелись деревянные чердачные перекрытия. Из девяти стропил шесть были сильно повреждены и подлежали замене. Руководство ЛАУ, используя собственные скромные финансовые ресурсы, приняло решение накрыть Голубой зал временной кровлей и тем самым спасло его от дальнейшего повреждения.
В 1992 (по некоторым данным в 1991) году в соответствии с Указом ММФ СССР ЛАУ было объединено с ЛМУ (Ленинградское Мореходное Училище) и фактически перестало существовать.
В 1991году, по приказу министра морского флота России, Ленинградское Арктическое Училище было расформировано и, Константиновский каменный дворец вновь надолго потерял своего хозяина.