Чужая война часть 2
- Опубликовано: 11.06.2022, 08:28
- Просмотров: 13815
Содержание материала
ЧУЖАЯ ВОЙНА
День за днём... Ежедневный отчет от вторжения до победы.
Часть 2
Пробуждение на острове «Вознесения»
Для выполнения поставленных задач оперативной группе были предъявлены совершенно новые требования: выносливость, изобретательность и к тому же на помощь им пришел участок недвижимости, стратегически расположенный посреди Атлантики под названием остров «Вознесения».
Без острова «Вознесения», в качестве плацдарма для экстраординарной воздушной переброски ВВС Великобритании в Южную Атлантику, шансы на то, что Британия вернет себе Фолкленды, были бы минимальными. Операция под кодовым названием «Корпорация» (‘Operation Corporate’), из всех задач, выделяется как один из самых удивительных подвигов военной организации в новейшей истории. Остров «Вознесения» является британским владением примерно в 1200 милях от западного побережья Африки, в 4250 милях от Соединенного Королевства и в 3800 милях от Порт-Стэнли. Это примерно круглое вулканическое обнажение площадью около 62 квадратных миль, над которым возвышается Зеленая гора высотой 2700 футов (823м), которая является единственной естественной растительностью на острове. Остальное описывается как «кусок лавы», хотя это известное место размножения черной крачки или как его называют - «wideawake» («Бдительный»), в честь которого назван аэродром острова.
Отдых и пополнение сил для морских пехотинцев между боями на полигоне Вознесения. Вулканическое происхождение острова видно по скалам на заднем плане.
Воздушные маршруты на остров были активированы 2 апреля, когда еще шли боевые действия против аргентинских захватчиков, и первыми, кто прибыл туда, была военно-морская группа, чья работа заключалась в обеспечении жизненно важной материально-технической поддержки флота. Существенными особенностями острова были хорошие стоянки на дорогах за пределами Джорджтауна (столицы) и чрезвычайно длинная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Wideawake (Уайдуэйк). Он был построен по лицензии США для их станции спутникового слежения, и обычно им управляет небольшой персонал «Pan American Airways», включая только двух авиадиспетчеров. Обычно он обрабатывает около трех рейсов самолетов в неделю. В разгар конфликта это число увеличилось до 400 перемещений в день.
16 апреля 1982 года. Аэродром Wideawake (Уайдуэйк) на острове Вознесения стал самым загруженным аэропортом в мире.
На «поддоне» аэродрома Уайдэвейк одновременно могло стоять до 16 заправщиков «Victor»: места для большего не было. С ними и другими самолетами, включая транспорты Hercules и Vulcan. Проблемы управления движением в разгар войны сравнивались одним офицером RAF с проблемами организации самолетов на ограниченном пространстве палубы авианосца.
Чтобы добиться такого разворота, необходимо было перебросить на остров крупные силы трех родов войск — подразделение поддержки британских вооруженных сил на острове Вознесения — сокращенно BFSUAI. В то же время было важно, чтобы ограниченные ресурсы острова не перенапрягались. Путем строгого контроля над персоналом на острове, например, отправляя посетителей следующим рейсом, BFSUAI удавалось удерживать количество на нормальном уровне в 1000 человек, но были времена, когда это неизбежно увеличивалось до 1500 человек. Персонал оперативной группы, распределённый на корабли, жил на борту и выходил на берег только днем.
Командиром BFSUAI был капитан Robert “Bob“ McQueen (Роберт МакКуин ), и помимо поддержки оперативной группы в его обязанности входила работа на аэродроме Wideawake вместе с его штатным персоналом и защита базы на острове.
Капитан военно-морского флота Bob McQueen (Боб МакКуин (слева) (Родился: 8 февраля 1934 года в Ренфрушире. Умер: 27 июня 2012 г. в Лондоне в возрасте 78 лет.), который командовал группой поддержки, поддерживающей британскую оперативную группу на Фолклендах с островов Вознесения, обменивается рукопожатием со своим преемником, капитаном группы Джереми Прайсом, прежде чем покинуть вулканическую достопримечательность посреди Атлантики.
Кроме того, BFSUAI построил семь полевых полигонов, на которых войска могли тренироваться, направляясь на юг. По мере накопления материалов, людей и оборудования база становилась все более привлекательной целью для нападения аргентинцев. И нужно было противостоять этому, поскольку военнослужащие там уже были полностью привержены другим занятиям. Штаб 3-го полка Королевских ВВС и отряд 15-й полевой эскадрильи были переброшены (прибыли 6 мая) для обеспечения наземной обороны от возможных морских атак или диверсионных групп Аргентины. В начале мая в этом районе было замечено зарегистрированное в Аргентине грузовое судно, и риск того, что группы пловцов будут отправлены для диверсии на суда и сооружения, был сочтен достаточно значительным, чтобы требовать принятия мер предосторожности. ПВО базы изначально обеспечивалось за счет трех из восьми Harrier GR3, прибывших 5 мая. Они были на пути к оперативной группе и, в конце концов, приземлились в районе Фолклендских островов, используя дозаправку в полете с танкеров, базирующихся на острове Вознесения. Каждый GR3 был вооружен двумя ракетами AIM9 Sidewinder и двумя 30-мм пушками Aden. 10 мая на вершине Зеленой горы был установлен мобильный радар раннего предупреждения, обеспечивающий зону контроля терминала на расстоянии до 230 миль. Радар представлял собой переносную 3D-систему Marconi Martello S259, укомплектованную военно-воздушными силами Великобритании. 24 мая три перехватчика Phantom FGR2 из 29-й эскадрильи RAF прибыли, чтобы взять на себя обязанности по противовоздушной обороне, и «Харриеры» смогли отправиться на встречу с оперативной группой. Большие расстояния, связанные с полетами в Соединенное Королевство и на Фолклендские острова, означали, что самолеты должны были быть приспособлены для перевозки большего количества топлива и дозаправки в полете. Это само по себе было крупным технологическим достижением. 16 апреля инженерному крылу RAF Lynehams было поручено разработать установку вспомогательного топливного бака для «Hercules», основного транспортного флота.
Идет очередная заправка...
Дополнительной пары баков, встроенных в грузовой отсек, было достаточно, чтобы дать «Геркулесу» еще три-четыре часа автономной работы. Точно так же была разработана установка с четырьмя баками, но это уменьшило максимальную полезную нагрузку «Геркулеса» на 75 процентов. Эти последние модификации были известны как LR4, а первые - как I.R2. В конечном итоге LR4 Hercules использовались только для высокоприоритетных высадок оперативной группы на предельном расстоянии. Даже с учетом модификаций дальнего действия, первоначально выполненных в течение пяти дней, стало ясно, что эффективная поддержка оперативной группы вокруг Зоны полного отчуждения и любые последующие наземные операции потребуют дозаправки в воздухе ( AAR) у Hercules.
Nimrod R2, вооруженный ракетами AIM-9L Sidewinder, пролетает над Фолклендскими островами.
Заправляя зондом в небе, RAF Nimrod готов к своей роли летающих разведывательных миссий в оборонительных целях. Когда аргентинский Боинг 707 выполнил разведывательную миссию над флотом недалеко от Вознесения, некоторые из Nimrods были оснащены ракетами Sidewinder, таким образом, временно становясь, самыми большими бойцами в мире.
Предстояла еще одна срочная работа.
Модификации
«Marshall of Cambridge (Engineering) Ltd» была центром флота ВВС Великобритании «Hercules» с 1966 года, а также сервисный центр «Lockhead» с 1975 года.
Фирма была очевидным кандидатом на выполнение этой работы. 15 апреля, ближе к вечеру, «Marshalls» было поручено установить заправочный зонд для полета на «Hercules» Cl XV200, который прибыл в Кембридж для серьезного обслуживания. Это было технически сложное задание; далеко за Атлантикой права на ошибку практически не было.
Зонд был установлен в верхней части носовой части фюзеляжа со смещением вправо, при этом внешний топливопровод проходил вдоль верхней поверхности фюзеляжа до обтекателя задней кромки, где крыло соединяется с фюзеляжем. Там он был направлен в наземную заправочную трубу. В этом месте в Y-образном стыке трубы был установлен обратный клапан. Органы управления располагались над местом штурмана на боевой палубе, а два прожектора располагались сбоку от пульта второго пилота, чтобы освещать зонд ночью.
Крупный план зонда для дозаправки в воздухе на "Hercules" C Mk 1 XV200 (первый экземпляр, оборудованный таким образом), остров Вознесения 21 мая 1982 года.
На установку «Marshalls» ушло всего десять дней. 30 апреля потребовалась вторая модификация: установка навигационного оборудования Omega в качестве дополнительной меры предосторожности. Второй PLR2, XV179, стал «прототипом» этой установки. В тот же день, когда была запрошена установка Omerga, Marshalls также попросили подготовить пробную установку для варианта Hercules Tanker с использованием шлангового барабана Mkl7B (HDU), произведенного Flight Refueling, но хранящегося на складе для использования на танкере VC10. На следующий день Hercules Cl LR4, XV296, прибыл в Кембридж для модификации, которая также должна была включать в себя зонд, позволяющий ему действовать как приемник/заправщик. Затем экипажи должны были тренироваться, чтобы брать топливо на борт, находясь в воздухе, с танкеров «Victor». Двое инструкторов подразделения в спешном порядке получили квалификацию инструкторов по дозаправке в воздухе, и после получения в Лайнхэме первого Cl PLR2 работа началась всерьез. Групповой полет был первым требованием. Основная техника заключалась в том, чтобы капитан летел строем, выстраивая свой самолет по специальной маркировке, нанесенной заправщиком, в то время как второй пилот давал инструкторам возможность ввести зонд в «корзину». Система работала.
Современная заправка...
KC-135 из 171-го авиаполка заправляется в воздухе от C-130 "Hercules" из 193-го авиаполка в октябре 2014 года.
Заставить «Victor» соединиться с Геркулесом в воздухе было гораздо сложнее. Минимальная крейсерская скорость «Victor» составляла около 230 узлов, а максимальная безопасная скорость Геркулеса составляла 210 узлов на высоте 23 100 футов. Решение, в лучших традициях Королевских ВВС, было простым. «Victor» приближался к «Геркулесу» сверху и сзади, показывая «Геркулесу» начать снижение со скоростью 500 футов в минуту при визуальном контакте — обычно на расстоянии около одной мили. Затем «Victor» обгонял «Геркулес», и «Геркулес» аккуратно вставал в корму, чтобы заставить его двигаться вперед. Спуск продолжался около 15 минут на скорости от 230 до 240 узлов. Эту технику быстро окрестили «катанием на санях». Вскоре остров Вознесения превратился в огромный склад ракет, бомб, гранат и артиллерийских боеприпасов различных типов, а также взрывателей и пороховых зарядов к ним. Были также тысячи тонн припасов и запасных частей, которые должны были быть переданы оперативной группе после того, как она высадилась на острове Вознесения и двинулась к Фолклендским островам.
Иногда срочно необходимые предметы сбрасывались на корабли и доставлялись морским путем.Основная часть этого материала была загружена на STUFT (суда, снятые с торговли), стоявшие на якоре у острова Вознесения.Это делалось вертолетами, базировавшимися в Уайдэвейке, а иногда и вертолетами, находившимися на борту самих кораблей.Оставалось 24-й и 30-й эскадрильи сконцентрироваться на поддержании открытой линии снабжения Великобритания-Видэвейк. Позже им также предстояло заняться эксплуатацией заправщиков «Геркулес». Весь апрель полеты «Геркулесов» наращивались.К 17 апреля среднесуточное количество рейсов в Уайдэвейк и обратно превысило 20 рейсов в день.Еще две группы поддержки были отправлены на остров Вознесения, а полеты «Геркулеса» были дополнены VC10s Королевских ВВС и около 20 самолето-вылетов «Belfasts», принадлежащего гражданской грузовой авиакомпании «Heavylift».Кроме того, гражданскими фирмами было выполнено два чартерных рейса Boeing 707 в Уайдэвейк.
Кросс-докинг*
Кросс-докинг* (англ. cross«напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — процесс приёмки и отгрузки грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.
На более ранних стадиях конфликта, когда различные корабли оперативной группы направлялись к месту встречи в Южной Атлантике, многим приходилось уходить в такой спешке, что не было достаточно времени для их надлежащей загрузки и снабжения в Британии. Необходимые запасы были доставлены заранее на остров Вознесения и доставлены к ним на вертолете. Во время стоянки на острове было сделано много кроссдекинг, чтобы на кораблях было правильное сочетание запасов, оборудования и боеприпасов, которые будут непосредственно участвовать в поддержке высадки. Кроссдекинг — так называлась утомительная задача сортировки запасов на борту. Некоторые из кораблей на пути вниз (к Фолклендам) не останавливались у острова Вознесения, а пополнялись в море вертолетами с Уайдэвейка. Именно с помощью этого средства «вертреппинга» (вертикального пополнения) QE2 снабжался, когда он проплывал мимо, в 50 милях от острова, с войсками 5-й пехотной бригады на борту.
Солдаты в полном боевом снаряжении на QE2 (круизный лайнер «Queen Elizabeth 2»)
Лайнер QE2 направлялся в Южную Джорджию, где передал их «Canberra» для выполнения опасной задачи по высадке в Сан-Карлосе. Первоначально на острове Вознесения использовались два вертолета Wessex HU5 и два Sea Kings Королевского флота. В начале мая SS «Atlantic Conveyor» должен был высадить вертолет «Chinook» HC1 (позывной «Браво Папа»), который в значительной степени способствовал восстановлению операций. Позже прибыл на помощь вертолет RAF «Sea King» HAR3 из 202-й эскадрильи, а также обеспечил SAR (поиск и спасение) (Радар с синтезированной апертурой (англ. Synthetic-Аperture Radar)) любого самолета, которому не посчастливилось и он упал в море. Подготовка грузов для вертолетов была тяжелой работой, так как не хватало подъемного оборудования и подвесных грузовых сетей. Изменившиеся требования иногда означали, что весь груз нужно было разобрать и снова упаковать. Объединенная вертолетная группа поддержки подготовила более 2000 грузов. За один день было перевезено 40 грузов вертолетами «Sea King», 40 «Chinook» и 138 «Wessex».
Вертолет «Wessex» на острове Вознесения, май 1982 г.
Техническое обслуживание различных самолетов было хорошо выполнено, и была достигнута очень высокая эксплуатационная пригодность самолетов и вертолетов. «Chinook» ни разу не вышел из строя. Развороты были первоочередной задачей, особенно для вертолетов. Их заправляли «на горячую», когда двигатели еще работали. Когда вокруг Фолклендских островов и Южной Георгии была введена Полная запретная зона (TEZ) (а позже, после высадки на плацдарме Сан-Карлос), развился значительный поток судов снабжения. Эти корабли курсировали между TRALA (зона буксировки, ремонта и логистики), расположенной далеко в море от Фолклендских островов, и Великобританией или островом Вознесения. Для обеспечения этого движения была создана система
«станций», где суда могли собирать запасы. Запросы передавали по радио, и рандеву назначалось в море. Эти станции находились на самом острове Вознесения и на островах 20 ° южной широты и 40 ° южной широты и снабжались электричеством с острова Вознесения.
Роль чести
На объектах Вознесения должна была возникнуть дополнительная чрезвычайная нагрузка, когда «Vulcans»предприняли рейды ‘Black Buck’ («Черных оленей»). В каждой миссии участвовали два «Vulcans»и 11 «Victor», которые взлетали один за другим. Эти налеты и другие дозаправки в воздухе создали огромную нагрузку на нормальную систему снабжения аэродрома авиационным топливом. В нормальных условиях это делалось топливозаправщиками, курсировавшими на расстоянии 3,7 мили от резервуарного парка до аэродрома. Для снабжения 24 отсеков для четырехмоторных самолетов и до 30 и более вертолетов Королевские инженеры проложили временный трубопровод. Хранилище снабжалось танкерами американского военного командования морских перевозок, которые стояли у берега и закачивали топливо. Помимо заправки бомбардировщиков и их заправщиков, перед наземным экипажем RAF стояла задача обслуживания самолетов и загрузки в общей сложности 42 бомбы 1000lb- по 21 в каждый из двух «Vulcan» B2 - для каждого из трех налетов.
18 апреля Уайдэвейк стал самым загруженным аэропортом в мире: за один день совершалось более 500 рейсов самолетов.
Две другие миссии «Black Buck» включали сброс ракет ARM45 Shrike на радары. К тому времени, когда Порт-Стэнли был отвоеван у аргентинцев, на островной аэродром из Великобритании было совершено в общей сложности 535 рейсов, включая рейсы самолетов RAF «Hercules» и VC10s, Belfasts, зафрахтованные у Heavylift Air Cargo, и Boeing 707, зафрахтованные у «British Airways and Tradewinds». Эти самолеты доставили на аэродром Уайдэвак 23 вертолета, 5242 пассажира и почти 6000 тонн грузов. Персонал наземной поддержки, в том числе первоначальный персонал Pan Am, сотворил маленькое чудо, справившись со всем этим движением, вместе со всеми самолетами, действовавшими на юге для поддержки оперативной группы. Самолеты «Nimrod Maritime Surveillance» совершили с острова 111 самолето-пролетов; C130 «Hercules» совершили 44 сброса с воздуха необходимого оборудования, оружия и персонала для флота; а заправщики «Victor» K2 поддержали 67 вылетов, совершив 375 самолето-вылетов для дозаправки в полете. Наземные бригады смогли поддерживать эти 20-летние самолеты на 100% в любое время — выдающееся достижение. Вдобавок ко всему этому остров Вознесения должен был действовать как почтовое отделение, обрабатывая всю почту в Великобританию и из Великобритании. За десять недель через остров прошло около 19 000 почтовых мешков, а также посылки и газеты. Остров Вознесения завоевал новую степень уважения, если не привязанности, со стороны служащих, которые превратили его в пристанище на полпути во время Фолклендской войны.