Такая загадочная Африка... часть1

Опубликовано: 07 октября 2017
Просмотров: 3254

 

 

 

Такого известного знатока Африки, как Дж.Л. Драйберга поставило в тупик расследование при помощи испытания, которое много лет назад он наблюдал у народа каква, живущего на верхнем Ниле. Восемь че­ловек, подозреваемых в убийстве, сидели на корточках по кругу, а перед каждым из них лежал камень. В центре был вбит колышек, к которому была привязана курица.

Колдун окропил курицу водой, пробормотал закли­нание и велел птице найти убийцу. Затем он быстро отрубил курице голову. Курица побежала, взмахивая крыльями, по кругу и упала на один из камней. Очень скоро стало ясно, что курица действительно указала на виновного. Драйберг настоял на том, чтобы колдун повторил это представление десять раз, и результат всегда был один и тот же. «Сомнения были развеяны»,— отмечал Драйберг. Должно быть, здесь была какая-то хитрость, но ему так и не удалось выяснить, в чем она состояла.

 

 Шонский колдун (н'анга) в Зимбабве

 

Самоубийство, в европейском понимании этого сло­ва, практически не знакомо западноафриканским ту­земцам. Но многие из них обладают способностью заставить себя умереть, и это явление наука пока может объяснить только очень приблизительно. Но примеров, подтверждающих существование такой способности, можно найти в столь разных местах такое множество, что оно не вызывает никаких сомнений.

В команде флотилии, которая отправилась по Нилу на помощь генералу Гордону в Хартуме (имеется в виду осада английских войск под руководством генерала Гордона в Хартуме в 1884—1885 годах во время махдистского восстания в Судане. — Пер.), были несколько гребцов из народа кру. Вначале они работали хорошо. Позже начали тосковать по своему родному западно­африканскому побережью и сказали своему офицеру: «Мы идем жить наша страна». Кончилось тем, что они легли на дно своих лодок и через несколько часовумерли.

С другим подобным случаем столкнулся сэр Хаскет Белл в северной Нигерии после карательной экспедиции против племени каннибалов. Сорок человек было взято в плен и отправлено в тюрьму в Минну. Через день пленники умерли, и военный врач сообщил, что они умерли по собственному желанию. Белл освободил ос­тавшихся в живых и отправил обратно в их племя.

По всей Западной Африке можно встретить тузем­цев, обладающих необъяснимой властью над животны­ми. Несколько человек, давно живущих на побережье, помнят заклинателя с реки Кросс, который выманивал гиппопотамов из болот игрой на тростниковой дудочке. Он никогда не кормил их. Другие люди тоже пытались играть, но безрезультатно. А этот человек мог вызвать бегемотов, когда хотел.

Такого рода вещи происходили в течение длительного времени. В 1837 году в Дикскоуве на Золотом Берегу адмирал сэр Генри Кеппел встретил старую колдунью, которая могла вызывать крокодилов из реки. Она была совсем старая и почти слепая, но когда она стояла под деревом с живым цыпленком и монотонно пела, крокодил выползал на берег и хватал цыпленкас конца палки.

Капитан Ф.У. Батт-Томпсон, армейский офицер, долго служивший в Западной Африке, специально изу­чал магию. Он рассказывал мне, что во внутреннихрайонах Сьерра-Леоне он видел женщину, которая пла­вала среди крокодилов и могла заставить их следовать за ней. Она также ныряла в реку обнаженной, а вскоре появлялась на поверхности в ожерельях из бус. Этот опытный офицер, автор научных работ по африканскому колдовству, описал мне некоторые наиболее удивитель­ные трюки, которые ему доводилось наблюдать. Вол­шебник одного из тайных обществ Нигерии вливал себе в рот воду из калебаса, а затем выплевывал дюжину живых рыб, обитающих в болотах реки Нигер. А при этом в калебасе была только вода. В Конго он наблюдал за человеком из племени нкимба, который тер нос, в результате чего из ноздрей выползала процессия ярко красных муравьев. (У африканской публики, как вы можете понять, не так-то легко вызвать отвращение.)

 

 Представители племени нкимба...

 

 И еще был один сенегалец, который бы запросто по­срамил европейских шпагоглотателей, протыкая себе горло мачете с широким лезвием.

Капитану Батт-Томпсону тем не менее сообщили, что подлинными мастерами магии все же были вол­шебники прошлого. Во время коронации в Сьерра-Леоне короля государства Буллом Георга II, королевский вол­шебник продемонсфировал верх своего мастерства. (Это было, к сожалению, в 1827 году, но рассказывают ис­торию до сих пор.) День был абсолютно безветренным и стояла жуткая жара, но волшебник вызвал ветер, причем настолько сильный, что стали раскачиваться ветви деревьев и на алтарь перед довольным королем посыпались цветы.

Естественно, западноафриканский волшебник — тон­кий предсказатель погоды. Он знает, как выбрать нужный момент. Без всех тех инструментов, которые естьу белого человека, он может сделать вполне квалифи­цированные расчеты. Засухи и дожди, торнадо и молнии — все это входит в сферу его компетенции, и он знает, как себя вести, когда его прогноз оказывается верным. Он снабдит вас амулетами для отвода любых опасностей на всем жизненном пути от рождения и до смерти: это и окаменевшая смола для гадания и шерсть нужного животного для отвода дурного глаза.

Изрядная доля подобных тайн по праву принадлежит Сьерра-Леоне. Сэр Лесли Пробин, губернатор колонии, в 1909 году путешествовал вдоль северных границ с молодым чиновником по имени Лейк. Куда бы он ниехал, встречавшие его вожди пребывали в нервозном состоянии. Они сообщили губернатору, что время для его приезда выбрано неудачно. Когда у них пытались выпытать причину подобных заявлений, они говорили, что мудрецы из Тимбукту, которые считались способ­ными астрономами, предупреждали, что в определенный год большая звезда появится на ночном небе и принесет несчастье. Они не беспокоились по этому поводу рань­ше, потому что пророчество было сделано очень давно. Но теперь этот год близок. Предсказанные события будут иметь место в следующем году.

Как я сказал, это было в 1909 году, а в 1910 появилась комета Галлея. Сьерра-Леоне испытала са­мый большой голод из-за нехватки риса, какой только выпадал на долю этой страны. Умер король Эдуард VII. Вскоре после этого началась страшная эпидемия желтой лихорадки. Совпадение, как я полагаю. Но астрономы Тимбукту, похоже, давно знали о появлении кометы Галлея.

Негры Западной Африки верят, причем чуть ли не поголовно, что отдельные избранные личности обладают способностью превращаться в леопардов и других хищ­ных животных. Еще более любопытно то, что можно встретить и белых людей, которые разделяют подобную веру туземцев.

Много лет назад в управлении полиции Фритауна мне показывали экипировку члена Общества Леопардов. Ну и страшный же набор это был — одеяние из лео­пардовой шкуры, ножи в виде трезубцев наподобие когтей леопарда и обычная санитарная сумка, которая должна была сделать ее обладателя богатым и сильным, В данном случае мы имеем дело с проявлением магии, связанной с убийствами, и ни один белый чиновник никогда не знает, когда она вновь даст о себе знать и сколько жертв у нее будет.

Деятельность Общества Леопардов держалась в такой тайне, что само существование этого культа стало из­вестно лишь век назад. В стране, где многие люди становятся жертвами настоящих леопардов, конечно, нелегко отличить то, что делают леопарды, от того, что творят имитирующие их убийцы.

 

 Люди Общества Леопардов.  Два выходца из Конго(вверху), захваченные бельгийскими властями и приговоренные к смертной казни как члены печально известного Общества Леопардов. Человек-леопард в полных регалиях собирается наброситься на спящую жертву(фото справа). Леопард-палочка (слева в кругу) использовалась, чтобы оставлять следы. Над ней - стальные когти, которыми наносили удары смерти.

 

В Сьерра-Леоне я видел документ, в котором рас­сказывается, как в Порт-Локко в 1854 году своими же соплеменниками был заживо сожжен африканец за то, что «превращался в леопарда». Но лишь в 1912 году были собраны и опубликованы подробные сведения об этом тайном обществе. В тот год сэр Уилльям Брэнд-форд Гриффит, бывший главный судья Золотого Берега, председательствовал в специальном суде, который расследовал ряд убийств, совершенных Обществом Лео­пардов.

«Я бывал во многих лесах, но ни один из них не показался мне настолько жутким, как западноафрикан­ский буш,— сообщил Гриффит. В этом буше и его деревнях присутствует нечто, что заставляет мурашки бежать по телу. Буш, казалось мне, пропитан чем-то сверхъестественным, духом, который соединяет живот­ное и человека. Часть этого таинственного духа из окружающей обстановки передалась людям и оказывает влияние на их обычаи. У них есть поразительная спо­собность скрывать то, что они хотят держать в тайне от других. Это результат существования из поколения в поколение тайных обществ».

 

Очередная жертва человека-леопарда...

 

«Люди-леопарды» были впервые поставлены вне за­кона в Сьерра-Леоне в 1892 году, а чуть позже неза­конными были объявлены и регалии общества — одея­ния и когти. В конце века чиновники обнаружили существование и Общества Крокодилов, которое совер­шало похожие убийства в районах, где леопарды встре­чались редко. А еще позже сообщалось об Обществе Бабуинов в северных районах. Но о мотивах, стоящих за этими убийствами, было известно очень мало. Был ли это чистый каннибализм или нечто большее? Все, что можно было сделать в то время, это издать закон, запрещающий владение шкурами крокодилов или ба­буинов и некоторыми другими предметами.

Однажды полиция Сьерра-Леоне захватила прими­тивную подводную лодку, сделанную членами Общества Крокодилов в виде аллигатора. Ее нос был вырезан наподобие головы крокодила, а она двигалась при по­мощи весел, выполненных в виде лап. Этот плаватель­ный аппарат был сделан водонепроницаемым с по­мощью кожи и пчелиного воска. В нем помещалась команда из шести человек. Один из них, называемый хватателем, занимал место около челюстей таким об­разом, чтобы мог доставать до жертвы на берегу реки и втягивать ее под воду. Это странное судно сооружалось в полной тайне, и у полиции возникли подозрения, что церемония спуска его на воду сопровождалась че­ловеческими жертвами. Когда этот рукотворный «кро­кодил» выходил на промысел, на поверхности появля­лась только его голова.

Убийства, имитирующие нападение леопарда, стали столь распространенными между 1907 и 1912 годами, что был создан уже упомянутый мною специальный суд. Было произведено более четырехсот арестов, причем среди задержанных было немало вождей. Заключенных охраняла за хорошо укрепленной стеной рота Западно­африканских пограничных сил.

Одного вождя обвинили в убийстве своего собст­венного сына. Мать другой жертвы боялась давать по­казания. В каждом случае заключенные отвечали, что в убийствах были повинны леопарды, а не люди, и Гриффит отмечал, что в нескольких сотнях ярдов от того места, где заседал суд, были поставлены капканы на леопардов, а пока шла сессия суда, в радиусе мили были убиты два этих животных.

Некоторые свидетели все же перебороли свои страхи и поведали о своем приобщении в Обществу Леопардов, когда их клеймили специальной иглой, шрамы от ко­торых напоминали случайные царапины, полученные в джунглях. Члены Общества также узнавали друг друга, закатывая глаза необычным образом. Они описывали санитарные сумки, в которых находились части чело­веческих тел, кровь петуха и несколько зерен риса. Клятва при вступлении в общество произносилась над этой магической сумкой, но, чтобы сохранить ее вол­шебные свойства, обогащающие и защищающие членов общества, сумку время от времени надлежало смазывать человеческой кровью и жиром. Члены Общества Лео­пардов собирались по таким случаям и одного из них, кто уже извлек выгоду из своего членства, выбирали для убийства жертвы, необходимой для того, чтобы «накормить сумку». После этого тело делилось между членами. Люди утверждали, что если какой-то участник нарушал клятву, данную над сумкой, с жизнью расста­вался не только он, но и его потомки.

Среди обвиненных был туземец с острова Шербо по имени Дэниэл Уилберфорс, выходец из семьи мест­ного вождя. Его посылали в Соединенные Штаты, чтобы он получил образование у американских миссионеров. Он был хорошим учеником и стал священником, но когда возвратился в Сьерра-Леоне, то вернулся к при­митивному образу жизни и стал верховным вождем племени империи. В течение этого периода — с 1899 по 1905 год — власти обратили внимание, что дея­тельность Общества Леопардов в районе, находящемся в подчинении Уилберфорса, обрела второе дыхание. В конце концов против Уилберфорса были собраны не­обходимые показания, и он был привлечен к суду за участие в убийстве, совершенном «людьми-леопардами».

 

   Daniel Flickinger Wilberforce (Дэниэл Уилберфорс)(1856-1927)

 

Уилберфорс обратился за помощью к ведущим не­гритянским адвокатам, которые успешно добыли мелкиепроцессуальные несоответствия. Они доказали, что Уил­берфорс является американским гражданином, и по­этому Окружной суд, занимающийся его делом, не имеет над ним юрисдикции. Тогда процесс был пере­несен в Бонте, где Уилберфорс был оправдан присяж­ными-неграми. Все, что могло сделать правительство, это сместить его с престола империи на том основании, что он иностранец. Тогда Уилберфорс возобновил свою религиозную деятельность и выступал в Соединенных Штатах с лекциями. Его пылкое красноречие помогло собрать большие суммы денег для «миссионерской ра­боты» в Африке. Он также завел много знакомств в влиятельных кругах Англии и бывал гостем в загород­ных усадьбах.

После нескольких лет триумфальных успехов за оке­аном Уилберфорс вернулся в Сьерра-Леоне и путеше­ствовал по стране с волшебным фонарем как пропо­ведник. Кажется, он не мог устоять перед зовом Западной Африки, что в данном случае означало не­преодолимое желание участвовать в мрачных церемо­ниях, которые и привели к его ниспровержению. И какраз, когда сэр Уилльям Брэндфорд Гриффит председательствовал на специальном суде в 1912—1913 годах, Уилберфорс был задержан во второй раз в связи с исчезновением девушки во время уборки риса. Уилберфорсу в вину вменялось то, что он получил свою долю от ее тела.

И снова Уилберфорс был оправдан, но в этот раз он был депортирован и выбрал для этого Либерию. Пока шел суд и еще в течение нескольких лет его имя скрывалось, и поэтому он смог возобновить свою мис­сионерскую деятельность, не возбуждая различных тол­ков. Для белых людей, которые видели его сидящим на месте для свидетелей, было очень трудно понять, как человек с таким как у него образованием, неотра­зимый проповедник, подлинный любитель хорошей му­зыки, мог быть членом Общества Леопардов. Сомнений в его виновности не было, но, к удовлетворению членов суда, она так и не была доказана.

Другие злодеи, представшие перед специальным су­дом, были не столь удачными, как Уилберфорс. Пять членов Общества Леопардов были публично повешены, а многих других отправили в тюрьму. «Деятельность леопардов была прекращена, но я сомневаюсь, что уда­лось разрушить саму организацию»,— сообщал губер­натор колонии сэр Эдвард Миэуэзер.

Несомненно, самая сенсационная вспышка убийств, совершенных Обществом Леопардов, наблюдалась в районе Калабара в Нигерии между 1945 и 1947 годами. Более восьмидесяти жертв было найдено в разных ме­стах со вскрытыми яремными венами. Об Обществе Леопардов в этой стране ничего не было слышно многие годы — и вот снова этот примитивный культ дал о себе знать.

Рядом с каждым изувеченным телом были следы лап леопарда. И вновь полиция столкнулась с огром­ными трудностями, пытаясь определить, где жертвы настоящих леопардов, а где — козни тайного общества. Три белых офицера и двести констеблей-африканцев начали энергичную кампанию против людей-леопардов. Были назначены высокие награды. Был введен комен­дантский час. Жители деревень не должны были покидать своих хижин после четырех часов дня, так как убийства обычно совершались в сумерки. Однако «лю­дям-леопардам» удавалось хватать своих жертв рядом с полицейскими патрулями, и среди убитых был даже один из констеблей. Некоторые тела находили с выну­тыми сердцем и легкими. Другие действительно похо­дили на тела, растерзанные леопардами. Среди убитых было много маленьких детей.

 

  Первый истинный прорыв в случае убийств Общества Леопарда произошел, когда власти установили ловушку для Общества Леопарда, используя человеческую приманку. Один из офицеров был одет как сын деревенской женщины, и они вместе шли по темной деревенской дороге ночью в районе, где много нападений, а группа вооруженных людей лежала в подлеске.

 

Были произведены сотни арестов, и в конце концов восемнадцать человек приговорили к смертной казни и повесили. Предполагалось, что казнь будет публичной, дабы доказать, что «люди-леопарды» никакие не сверхъ­естественные создания. Власти, однако, решили предуп­редить лишь местных вождей, чтобы только те при­сутствовали на казни.

В общем, колдовство, конечно,— странная и мрачная практика. Белые, которые подолгу жили в Западной Африке, говорили мне на полном серьезе, что между каждым новым членом Общества Леопардов и насто­ящим леопардом во время церемонии посвящения ус­танавливались «кровные связи». Когда человек умирает, находят мертвым и леопарда — и наоборот. Невероятно, но в то же время это не так-то просто опровергнуть, когда ты находишься под воздействием всей окружа­ющей обстановки. Вспомните слова Гриффитта, этого вполне трезвомыслящего судьи: «Я бывал во многих лесах, но ни один из них не показался мне настолько жутким, как западноафриканский буш».