A+ R A-

Ленинградское Арктическое Училище часть 4

Содержание материала

 

 

 

И оно наступило !!!

 

 

 

 

Немного истории...

 

За речкой Кикенкой, где в начале XVIII века существовала усадьба А. Кикина, следует Стрельна, возникшая на месте шведской мызы Стрельна-хоф.Старинное новгородское село Стрельна на 19-й версте старого Петергофского тракта, раскинулось по берегам быстрой речки Стрельны, около 1501 г. По Столбовскому трактату в 1617 г. эти земли отошли к Швеции и лишь в результате Северной войны (1700 – 1721) удалось вернуть их России. Это место было выбрано Петром I в 1710 году в виду того, что протекающую здесь речку Стрелку легко было использовать для устройства фонтанов. В середине - второй половине 1710-х гг. в западной части будущего Константиновского парка построили личную усадьбу Петра I - небольшой дворец, церковь, оранжереи. Первые сведения о проекте большого стрельнинского ансамбля относятся к 1710 г., когда 27 мая Петр в Стрелиной изволил по плану рассматривать место палатному строению, садам и прудам". В 1712 г. в Стрельне были основаны кирпичные заводы. Однако ансамбль начал создаваться только в 1715 году по проекту, составленному венецианскими мастерами-гидравликами, с участием французского садовника Годо. Работами руководил генерал-инженер Шиц, который по собственному проекту строил пристань-дамбу. Было создано искусственное русло Стрелки (400 м). В ее устье и строят пристань, а поскольку залив мелок, насыпают дамбу, делают причалы. Частично дамба сохранилась до наших дней. Строили ее крепостные и солдаты. На Стрелке были построены мельницы: мукомольная, пильная, шлифовальная (для шлифовки стекол). В движение мельницы приводились водяными колесами (диаметр до 5 м). Их техническая оснащенность была лучше, чем в других местах России. В начале XIX века они все сгорели. Остатки их свайного основания просматриваются и сейчас.
Тогда же началось сооружение будущего Орловского (Заводского) пруда - основного резервуара для действия будущих каскадов и фонтанов, подготовка местности для строительства дворца и Нижнего сада. С этого времени в Стрельне вблизи уже существовавшей скромной усадьбы Петра, начинает расти вели колепный дворцово-парковый ансамбль, композиционным центром которого предстояло стать Большому дворцу. Стремясь создать "парадизы" мирового значения, а также учитывая, что ранее в России ничего подобного не строилось, Петр приглашает в Россию лучших архитекторов из других стран. Осенью 1715 года во Франции были заключены договоры. Один - с королевским архитектором Жан-Батистом Леблоном (1679-1719), другой - с опытным скульптором и архитектором графом Бартоломео Карло Растрелли (отцом В. В. Растрелли). В 1718 году в Италии заключили договор с видным папским архитектором, учеником знаменитого римского зодчего Карло Фонтана-Никколо Микетти. Этим трем маститым архитекторам Петр I и поручил проектирование стрельнинского ансамбля. Б.-К. Растрелли, приехавший в Петербург ранней весной 1716 года, первым из трех архитекторов сразу же приступил к работе в Стрельне. Ввиду того что сам Петр в том году разъезжал по Польше и Германии, встретил архитектора сподвижник царя губернатор возвращенных земель А. Д. Меншиков. Он показал Растрелли облюбованную Петром местность, затем стал направлять к нему "работных людей"и все необходимое.
3 мая 1716 года Растрелли определил наилучшее место для строительства Большого дворца и приступил к выполнению проектных чертежей и модели. В мае по его указанию начали выравнивать природную террасу, а через два месяца привезли уже более 30 тысяч деревьев для посадки. Через четыре месяца после Растрелли приехал в Россию Леблон, назначенный Петром руководителем всего строительства - "генерал-архитектором". Включившись в проектирование, он в начале 1717 года выслал Петру за границу проект дворца и парка. Тогда же выслал свой проект и Растрелли. Победителем на этом "петровском конкурсе" в части, касающейся парка, стал Леблон.
С 1716 года начались обширные земляные работы на территории будущего Стрельнинского парка. Северный склон природной террасы, возвышающийся на 12 метров над уровнем моря, превратили в трехступенчатый. От него к заливу прорыли три широких параллельных канала и пересекли их перпендикулярно четвертым. На пересечении поперечного канала со средним насыпали остров, на котором задуман был павильон - "Замок вод". Землей, извлеченной при рытье каналов, засыпали болотистую прибрежную низину, подняв ее поверхность с таким расчетом, чтобы парк не заливало во время наводнений. По сторонам каналов проложили "набережные першпективы", вдоль которых с весны 1717 года стали высаживать подстриженные липы и клены. По проекту Ж. Леблона образованные: каналами прямоугольники делились аллеями на прямоугольники меньшего размера - боскеты. От центра каждого из десяти боскетов расходились диагонально или перпендикулярно к его сторонам дорожки, окаймленные подстриженными деревьями и кустарниками. Образованные этими взаимно пересекающимися дорожками цветники, зеленые партеры, посадки деревьев и кустарников имели разнообразную, но геометрически правильную форму-основной признак регулярного стиля. Причем дорожкам надлежало рельефно выступать над заниженными партерами "на 3 фута", а уровень воды по указанию Леблопа должен был поддерживаться вровень с аллеями. Если к этому добавить, что на трех террасах Леблон задумал создать великолепную фонтанную систему, а перед дворцом - со стороны нынешнего Петергофского шоссе-огромное полукруглой формы "водяное поле", пересеченное тремя подъездными дорогами, лучами расходящимися от центральной части дворца,- становится понятной творческая победа Леблона на "петровском конкурсе". Петр I хорошо знал лучшие образцы зарубежных парков, в том числе Версальский королевский парк. И задумал превзойти их... Замысел был грандиозным, но 27 февраля 1719 года Леблон умер.

 

Фонтанная система, задуманная Леблоном...

Наконец, весной 1718 года на русскую службу был принят итальянец Николо Микетти, который поклялся устроить в Стрельне "чего ещё не бывало на свете". При разработке проекта им были использованы элементы планировки, выполненные ранее, - каналы и дороги по их берегам, поперечные аллеи, проложенные в соответствии с замыслом Леблона. Микетти развил эту планировочную схему, придав ей суховатую правильность, которую несколько "разрядил" введением диагональных дорог и фигурных площадок на перекрестках. Им же были устроены еще один поперечный канал и партеры перед дворцом. В апреле следующего года Микетти приступил к реализации своего проекта в Стрельне. Летом 1720 года был заложен каменный дворец. Полным ходом шло строительство каменных подпорных стен террас с многочисленными водометами. Строительство Нижнего сада продолжалось до 1722 года. Однако вскоре установили, что болота, лежащие выше Петергофа, дают большее количество воды. То есть в Петергофе фонтаны могут бить гораздо выше. Вот почему Пётр сократил постройки в Стрельне. Незавершенный и оставленный без надлежащего ухода, сад начал приходить в упадок. Некоторые работы проводились в середине XVIII века. Своеобразным напоминанием о попытке восстановить ансамбль являются две пары пилонов ворот, возведенные Ф.Б. Растрелли в 1750-х годах.

Восточныв пилоны бывших караульных ворот ...

Большой Стрельнинский (ныне известный как Константиновский) дворец был спроектирован Николо Микетти и заложен 16 июня 1720 г. До нашего времени здание дошло в основном таким, каким его задумал Микетти. Не были возведены лишь фигурные аттики над центром и боковыми крыльями, а также исчезли недостроенные галереи с башенками по сторонам дворца. Стрельнинский дворец выделяется среди других петровских резиденций, достаточно скромных и больше напоминавших загородные дома зажиточных немецких и голландских бюргеров. В нем наиболее последовательно отразились принципы итальянского барокко с его стремлением к "грандиозному", пластическому богатству, смелым пространственным решениям. В этом отношении наиболее замечателен примененный Микетти прием тройной арки, прорезавшей здание посредине и обрамленной пучками колонн, несущих балкон сложных очертаний. Сквозь арку проходит главная ось ансамбля, на которую "нанизан" дворец (эту ось подхватывал не только канал Нижнего сада, но и центральная просека созданного Леблоном к югу от дворца Большого парка).

 

Сад в тройной аркаде, фото начала XX века

Строительство дворца энергично велось в 1720 - 1721 гг., затем его темпы резко упали. В 1721 году Николо Микетти уехал в Италию для закупки мраморных скульптур, прихватив с собой все чертежи дворца, и более в Россию не вернулся. Поэтому долгое время считалось, что идея дворца принадлежала то ли Леблону, то ли Растрелли, которые продолжили строительство. И только в 70-х годах ХХ века чертежи с автографом Микетти были случайно обнаружены в римских архивах, что помогло восстановить истинное авторство проекта.
Основные работы по каменной кладке завершились к 1725 году. Со смертью Екатерины I работы полностью остановились. В 1730 году вчерне отстроенный дворец был законсервирован - накрыт временной кровлей, окна и двери забиты досками.
В середине XVIII века было предпринято несколько попыток завершить ансамбль, однако их не довели до конца. В 1751 - 1761 годах работы "по возобновлению" Стрельнинского дворца велись по чертежам и указаниям Ф.-Б. Растрелли. Он произвел в здании некоторые перепланировки, устроил большую парадную лестницу в восточном флигеле, однако работы вновь были остановлены.

Большая парадная лестница восточного крыла ... 2003 год

 

 

Яндекс.Метрика